Пожертвовать

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Краткая информация

"Кто милует нищего, тот попечителем о себе имеет Бога" (прп. Исаак Сирин)


Самым распространенным побуждением к благотворительности оставалась забота о спасении, христианская совесть. В.П. Рябушинский, известный промышленник и банкир, писал в своих воспоминаниях, что русскому хозяину-фабриканту, вышедшему из крестьянской среды, «и в голову не приходило считать себя за свое богатство в чем-то виноватым перед людьми. Другое дело Бог: перед Ним было сознание вины в том, что из посланных средств недостаточно уделяется бедным».

Самый древний, самый распространенный и любимый на Руси вид пожертвования - это милостыня, которая особенно в дни поста всегда сопутствовала молитве и покаянию. Кроме того, милостыня - и повод попросить помолиться за себя. И хотя форма подаяния могла модернизироваться, по сути она все равно оставалась такой «поминальной молитвой». Например, в Москве в XIX веке были очень популярны пожертвования в местные попечительства о бедных с формулировкой: «Для раздачи бедным невестам и бедным жителям к праздникам Рождества и Пасхи». Такие пожертвования в десятки и даже сотни тысяч рублей (для сравнения: в 1893 году 10 тыс. рублей составляли годовое жалование банковских директоров и министров, 12 тыс. - городского головы; в 1903 году на 4,5 тыс. можно было построить приют на 100 стариков) делали, как правило, люди пожилые, и очень часто - уже в духовных завещаниях. В условиях часто оговаривалось, кого именно нужно поминать при раздаче денег и даже - когда это делать. Купец 2-й гильдии и владелец рогожной фабрики Федор Беляев завещал 37 тыс. на пособия бедным невестам (с присвоением капиталу его имени) с условием «выдавать пособия ежегодно 16 мая в день ангела покойного» (т.е. его, раба Божия Федора).
...
Конечно, многими жертвователями двигало непосредственное впечатление от человеческих страданий, отзывчивость к происходящим в России как можно больше территории, принадлежавшей хаосу, несчастью и неустроеннности. Все они делали сами: сами находили проектировщика, сами строили, оборудовали. И велись благотворительные дела по-хозяйски, экономно, бережливо - все расходы шли через бухгалтерию фирмы и тщательно проверялись.

Мотивы к благотворению бывали разными, но единым было убеждение в том, что благотворить - естественно и необходимо. В ходу была поговорка, переделанная из французского noblesse oblige («знатность обязывает») Павлом Павловичем Рябушинским: «Богатство обязывает». Павел Третьяков, встретив непонимание дочерей, ожидавших от него большей финансовой поддержки, объяснил свою позицию в письме к одной из них: «Прожить наследство можно всякое, как бы оно велико ни было... Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое для общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».
...

Купец 1-й гильдии, директор прядильных, золототканого и других производств, Н.А. Алексеев пользовался в Москве большим уважением и был избран городским головой. Собирая средства на городские проекты, он вносил пожертвования первым. На собственные деньги Алексеев построил два больших начальных училища в память покойного отца.

На пожертвования московского миллионера Гавриила Гавриловича Солодовникова была построена клиника кожных болезней, действующая и сейчас. Солодовников завещал 20 млн рублей на общественные учреждения и 800 тыс. - двум сыновьям. Один из них и должен был за 20 лет превратить деньги отца в благотворительные учреждения. Но он не торопился. А потом наступил 1917 год... Все, что успели построить, - два дома дешевых квартир им. Г.Г. Солодовникова . Сейчас такие здания в Москве относятся к весьма дорогим. Но построены они были для самых бедных.

Павел Михайлович Третьяков был не только меценатом, создателем всемирно известной галереи. Он, например, взял на содержание училище для глухонемых, построил для него большое новое здание. В училище было около 100 детей, и Третьяков всех знал по именам. Приют для вдов и сирот русских художников П.М. Третьякова в Лаврушинском переулке. Со времен Третьякова здание почти не изменилось, только рядом выросли высокие деревья. На деньги Павла Третьякова (около 1,5 млн рублей) была построена еще и богадельня для вдов бедных художников на Б. Серпуховской улице.

Константин Васильевич Рукавишников, сын владельца горных заводов, золотопромышленника, из-за слабого здоровья не мог продолжить родительское дело. Вместе с братом Иваном он открыл в Москве приют для исправления малолетних преступников, где они обучались ремеслам. После выхода из приюта воспитанников опекали еще 2-3 года, 95% из них никогда больше не возвращались к преступному прошлому.

МЫ в Соцсетях

vk_icon  facebook_icon  lj_icon  mail_icon

twitter_icon  YTLogo2

 

 

Поиск по сайту

Кто на сайте

Сейчас 36 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте