Пожертвовать

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Павел Михайлович Третьяков

Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) – предприниматель, благотворитель, меценат, создавший знаменитую галерею русской живописи. Созданная на базе его коллекции Государственная Третьяковская галерея в наше время стала художественным музеем мирового значения.
Павел Михайлович Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого рода из города Малоярославца. В Москве предки Павла Третьякова обосновались в 1774 году. В 1860 году вместе с братом Сергеем Михайловичем и зятем В.Д.Коншиным учредил торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д.Коншин» для торговли изделиями из льна, хлопка и шерсти, в 1866 году - Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры. Павел Третьяков был одним из учредителей и руководителей Московского купеческого банка (1866); Московского торгово-промышленного товарищества (1874), некоторых других крупных фирм. Составил крупное состояние (4,4 миллионов рублей), заключавшееся в недвижимости (5 домов в Москве), ценных бумагах, деньгах и векселях.
Павел Третьяков начал собирать художественную коллекцию в 1854 году, купив 10 полотен старых голландских мастеров на «развалах» у Сухаревой башни. Поставив перед собой цель создать национальную художественную галерею, Третьяков сосредоточился на собирании работ отечественных мастеров. В 1856 году он приобрел картину художника Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» - этот год считается датой основания Третьяковской галереи.
В собрание Третьяков включал наиболее ценные и примечательные произведения, в первую очередь своих современников, с 70-х годов XIX века - главным образом членов Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретения делал на выставках и непосредственно в мастерских художников, иногда покупая целые собрания. Так, в 1874 году Павел Третьяков приобрел туркестанскую серию Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд), в 1880 году - его же индийскую серию (78 этюдов). В собрание Третьякова входило свыше 80 этюдов Иванова, 102 этюда Поленова, выполненных художником во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У Виктора Васнецова приобрел собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями в киевском Владимирском соборе. Наиболее полно у Третьякова были представлены Перов, Крамской, Репин, Суриков, Левитан, Серов. Стремясь показать становление и развитие отечественной художественной школы, Третьяков стал приобретать картины мастеров XVIII - первой половины XIX веков и памятники древнерусской живописи. Он задумал также создание «Русского пантеона» - портретной галереи знаменитых соотечественников. Специально для нее заказал портреты деятелей отечественной культуры ведущим мастерам этого жанра - Ге, Крамскому, Невреву, Перову, Репину. Этими художниками для собрания Третьякова были написаны портреты Писемского, Гончарова, Гоголя, Островского, Грибоедова, Фонвизина, Кольцова, Васильева, Тургенева, Достоевского, Майкова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Тютчева, Пирогова, Герцена.
На рубеже 70—80-х годов XIX века Третьяков стал коллекционировать и рисунки, с 90-х годов формировал собрание икон. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы. При его жизни в экспозицию они не включались, а находились в кабинете владельца. Собирал Третьяков и скульптуру, однако эта часть коллекции была небольшой (9 скульптур).
В 70-80-х годах архитектор Каминский несколько раз перестраивал дом братьев Третьяковых в Лаврушинском переулке, приспосабливая его для размещения коллекций. Фасад галереи в неорусском стиле был построен уже после смерти Третьякова, в 1900 – 1905 годах (по эскизу Виктора Васнецова).
С 1881 года его галерея стала общедоступной. В 1892 году Павел Третьяков унаследовал собрание западноевропейской живописи своего брата Сергея и разместил его в двух залах западной школы. В августе 1892 года Третьяков передал свое собрание и особняк в дар Москве. К тому времени в коллекции насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков западноевропейской школы, 15 скульптур и коллекции икон. 15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». Павел Третьяков продолжал пополнять собрание и был его пожизненным попечителем. Так, в 1894 году он передал галерее 30 картин, 12 рисунков и мраморную статую «Христианская мученица» работы Антокольского.
Павел Третьяков был известен также как щедрый благотворитель. В 1860 году он финансировал строительство, а затем содержал Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых на Донской улице. Оказывал материальную помощь отдельным художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, с 1869 года состоял членом совета Московского попечительства о бедных. Был также членом советов Московского коммерческого училища и Александровского коммерческого училища. Половину своих средств завещал на благотворительные цели: на устройство приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников (построен в 1909-1912 годах архитектором Курдюковым), для раздачи рабочим и служащим своих предприятий, а также на финансирование галереи.
Брат Павла Сергей Михайлович (1834-1892) также был крупным коллекционером и благотворителем. Он состоял членом московского отделения Русского музыкального общества, Московского художественного общества. В 1881–1887 годах на свои средства издавал «Художественный журнал». Участвовал в подготовке Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 в Москве.

МЫ в Соцсетях

vk_icon  facebook_icon  lj_icon  mail_icon

twitter_icon  YTLogo2

 

 

Поиск по сайту

Кто на сайте

Сейчас 169 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте