ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Н.И. Бабурина - Русский Благотворительный Плакат (статья к альбому)

Милосердие, добросердие – эти важные нравственные начала издавна присущи русскому человеку. Наиболее распространенным выражением милосердия служила благотворительность. В течение веков определялись ее направления, менялись и совершенствовались формы. К началу ХХ века это была уже законченная, сложившаяся система, объединяющая государственные, общественные и частные учреждения. Они вели активную деятельность: помогали пострадавшим от стихийных бедствий, пожаров, неурожаев, наводнений, брали на себя заботу об инвалидах и сиротах, строили больницы и работные дома, приюты и богадельни.

Многообразные благотворительные мероприятия – вечера, концерты, спектакли, лотереи, подписки, кружечные сборы – нуждались в рекламе. Таким средством информации с конца прошлого (XIX – прим. ФП) века становится в России художественная афиша, непосредственная предшественница плаката.

Дореволюционный русский плакат вплоть до первой мировой войны почти не касался социальных тем. Из всех областей общественной жизни он затрагивал только вопросы благотворительности. Тема милосердия решалась в основном с позиций нравственно-этических, а образный строй определялся характером мероприятия, а не социальной проблемой, на решение которой оно было направлено. Вот почему в плакатах много отвлеченных, даже веселых сюжетов, на современный взгляд мало соответствующих теме. К такого рода изданиям относится, в частности, работа А. Дурново «Купите цветок ромашки. Ваши копейки пойдут на борьбу с чахоткой в Н.-Новгороде и губернии» (1913). Автор изысканно-стилизованных композиций на темы художественных выставок, в данной работе он больше проявляет заботы о декоративных эффектах, строя композицию листа как упрощенное, схематизированное изображение цветочной корзины и бело-желтых цветов ромашки в зелени листьев. Такой прием останавливал внимание прохожих, заставлял прочитать объявление. Но были и другие, правда, редкие плакаты, которые давали представление о реальных трудностях русского общества. Так, глядя на декоративную, красочную, яркую работу Л. Бакста «Большой благотворительный базар кукол» (1899), не сразу, но все же приходишь к мысли о необходимости срочной медицинской и материальной помощи городским родильным приютам, пациентки которых – бедные роженицы.

Как самостоятельное явление социальный плакат оформляется лишь в период первой мировой войны. Рассчитанный на массовую аудиторию, он не высказывается прямо и непосредственно. Политический лозунг, как правило, подведен под более нейтральный и традиционный призыв к благотворительности или подписке на военный заем. Именно в этих формах развивается в 1914-1917 годах русский социальный плакат. Для достижения своих целей он апеллирует к патриотическим чувствам граждан. Тема патриотизма связывается с многовековой историей страны.

Один из наиболее значительных листов такого типа – «Всероссийский земский союз помощи больным и раненым…» (1914) – принадлежит К. Коровину. Монументальна фигура Дмитрия Донского. Возвышенность образа, его торжественность гармонируют с прозаическим, сугубо конкретным текстом, разъясняющим, какие предметы подлежат сбору, кому они предназначены.

В благотворительном плакате наряду с былинными богатырями и витязями встречаются и реальные образы – это солдат, раненый, увечный, достойный сочувствия или спокойно покуривающий в окопах, читающий на досуге книги, беседующий с крестьянами.

Плакаты на темы солдатской окопной жизни не могли не испытывать влияния русской народной картинки. Свой отпечаток наложили и приемы журнальной графики. Отсюда – многофигурность композиций, обилие бытовых деталей, пейзажные мотивы, разнообразный фон, штриховая, очерковая манера рисунка, следование натуре в цветовом решении. Эти черты заметны в работах А. Архипова «На передовых позициях работает только Красный Крест…» (1914) и С. Виноградова «На помощь жертвам войны» (1914).

Тематический диапазон благотворительного плаката ограничен. Даже такая, казалось бы, злободневная проблема, как невзгоды мирного населения, затронута им лишь в нескольких работах, в том числе в плакате Г. Алексеева «На продовольственную помощь малоимущим г. Москвы» (1916). Лист – интересный документ времени. Художник сделал жанровую зарисовку общественной столовой, в которой собрались за одним столом малоимущие люди – женщины, дети, старики и старухи, инвалиды войны. В плакате не только дается представление об одном из направлений деятельности благотворительных обществ, но и приоткрывается картина нужды и лишений, выпавших на долю простого народа России. Заслуживает внимания и такая деталь: на одной из стен столовой художник изобразил плакат, который разглядывают посетители.

Авторами дореволюционного благотворительного плаката выступали многие выдающиеся представители русской художественной культуры начала ХХ века: А. Архипов, Л. Бакст, А. и В. Васнецовы, К. Коровин, Л. Пастернак и другие. Их высокий профессионализм и мастерство способствовали тому, что благотворительный плакат стал заметным художественным явлением в русском искусстве начала ХХ века. Они разрабатывали и блестяще использовали многие элементы образного языка плакатного искусства, которые получили дальнейшее развитие в творчестве советских плакатистов первого послереволюционного десятилетия. К этим традициям постоянно обращаются и современные мастера.

Н.И. Бабурина

МЫ в Соцсетях

vk_icon  facebook_icon  lj_icon  mail_icon

twitter_icon  YTLogo2

 

 

Поиск по сайту

Кто на сайте

Сейчас 80 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте